Епископ Мефодий — о количестве и качестве реабилитационных центров, сертификации, ресурсных площадках и «ряженых»
Как мы уже сообщали, 29 января в рамках Рождественских чтений в МГТУ им. Баумана прошла антинаркотическая секция, собравшая 145 участников.
Перед собравшимися выступил руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий.
— Я буду говорить о вещах, которые сегодня являются проблемными для нас -специалистов, занимающихся церковной помощью наркозависимым. И постараюсь предложить ответы на существующие сегодня вызовы, — обратился к участникам секции владыка Мефодий.
Сколько у нас реабилитационных центров?
Этот вопрос — о количестве реабилитационных центров в системе помощи наркозависимым — является, по словам владыки Мефодия, непростым. Конечно, проведен очередной мониторинг, где даны конкретные цифры.
Но, как отметил выступающий, реабилитационные центры, в отличие, например, от приходов, не регистрируются в качестве юридических лиц и сложно поддаются точному подсчету. Есть, например, приходы, где помогают 5-6 зависимым, но при этом не афишируют свою деятельность. Бывало, что Координационный центр случайно узнавал о таких инициативах: неожиданно находил людей, которые не первый год успешно занимаются реабилитацией наркозависимых. В итоге ряд таких реабилитационных структур вошел в реестр общецерковной помощи наркозависимым.
Согласно итогам мониторинга, в 158 епархиях Русской Православной Церкви ведется антинаркотическая деятельности. В них действует 245 подразделений помощи наркозависимым, в том числе 71 реабилитационный центр. Но это, как пояснил владыка Мефодий, эти цифры условные. Возможно, что на самом деле центров значительно больше.
Также выступающий добавил, что не нужно думать, что попадание организации в реестр реабилитационных центров — это вход в одни ворота. Скажем, в прошлом году из списка было выведено 14 реабилитационных центров: один закрылся в силу определенных финансовых обстоятельств, а 13 — не оправдали надежды Координационного центра по противодействию наркомании.
Члены сети, кандидаты, независимые НКО…
Владыка Мефодий рассказал о структуре общецерковной системе помощи наркозависимым. Она четко отражена в новом справочнике «Общецерковная помощь наркозависимым».
Первая группа — это церковные организации, входящие в единую сеть помощи наркозависимым (члены сети). С ними Синодальный отдел по благотворительности заключил договор о взаимодействии. «Понятно, что эти дополнительные обязательства не нарушают церковного канона и послушания местному епископу», — уточнил владыка Мефодий.
Чтобы войти в сеть, нужны 3 благословения. Первое — желание самого центра. Второе — согласие КЦ по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности («Это согласие мы даем, если считаем, что центр действительно достоин такого взаимодействия»). Третье — согласие местного епископа. «На территорию любой епархии мы приходим только по благословению местного архиерея», — подчеркнул докладчик.
Вторая группа организаций — церковные организации, являющиеся кандидатами в члены сети.
Третья группа — это канонические или учрежденные каноническими подразделениями Церкви организации, не являющиеся членами сети. В эту группу входят приходы, монастыри, а также, например, благотворительные фонды, учрежденные епархиями или приходами. «Эти реабилитационные структуры также полностью подчиняются Церкви, и мы отслеживаем то, что в них происходит, — отметил владыка Мефодий. — Эти центры пока не являются ни членами, ни кандидатами в члены сети. Мы ждем, присматриваемся к ним, а они присматриваются к нам».
Четвертая группа центров — это независимые от Церкви некоммерческие организации (НКО). При этом они организованы православными людьми и соответственно весь процесс реабилитации в них контролируется Церковью. Они также входят в наш реестр, но войти в общецерковную сеть не могут просто потому, что юридически не являются церковными.
Про сертификацию и «знак качества»
— Сейчас мы собираемся ввести очень важную процедуру — сертификацию реабилитационных центров, — отметил епископ Мефодий. — В свое время была сертификация, которую проводила ФСКН. Но эта сертификация закончилась, да и ФСКН упразднена. При этом для нас очень важно, чтобы мы сами давали «знак качества» нашим центрам.
Почти год Координационным советом (в него входят уважаемые и наиболее опытные священники, много лет занимающиеся помощью наркозависимым) велась работа по выработке критериев сертификации. В итоге пришли к общему знаменателю, и положение утверждено председателем Синодального отдела по благотворительности епископом Пантелеимоном.
— В ходе сертификации наши эксперты будут давать оценку соответствия реабилитационной структуры нашим церковным требованиям, предъявляемым к этой деятельности. Сертификат соответствия могут получить не только церковные организации, но и независимые НКО, — отметил владыка Мефодий. — Кроме того, сертификация — дело добровольное и бесплатное. Но, конечно, организация должна взять на себя расходы по проезду экспертов, их питанию и проживанию.
CRM-система — здесь пока проблема
Важным компонентом деятельности по реабилитации наркозависимых епископ Мефодий назвал эффективное использование CRM-системы. О больших возможностях этого современного ресурса мы уже не раз писали: CRM-система позволяет в режиме реального времени получать полную информацию о количестве воспитанников и особенностях реабилитационного процесса, подбирать оптимальные центры для обратившихся за помощью и бронировать в них места.
Сегодня в web-приложение «CRM-система сети православных центров реабилитации для зависимых» внесены все наши центры. Но проблема в том, что фактически в системе активно работает лишь 15-20% тех, кто имеет доступ. Остальные никак не решатся переключиться на новый уровень взаимодействия. Возможно, чтобы побудить центры работать в CRM-системе, придется, по словам владыки Мефодия, применить административные ресурсы…
Ресурсные центры на Урале
Владыка Мефодий рассказал участникам антинаркотической секции о проекте по созданию в Екатеринбургской митрополии ресурсных учебно-методических центров общецерковной системы реабилитации наркозависимых.
— Очень важно создать ресурсные такие центры. Благодаря им мы можем наглядно показать, как работает наша система помощи. В этих центрах можно будет пройти стажировку, провести обучающие мероприятия, — отметил выступающий. — Пока что мы в информационном направлении зачастую проигрываем псевдореабилитационным структурам: они очень умело обманывают людей. Поэтому нам нужно во всей полноте явить нашу работу (по эффективной помощи наркозависимым) — обществу, стране, людям.
Епископ Мефодий объяснил, почему ресурсные центры было решено создать в Свердловской области. Это, во-первых, географическое и транспортное удобство. Специалистам из многих регионов приехать на обучение в Екатеринбург значительно проще, чем, скажем, в Москву. Во-вторых, здесь уже созданы и достаточно успешно действуют различные структуры церковной помощи наркозависимым (в них можно воспроизвести методику социальной реабилитации в церковной общине во всех вариантах): на городском и сельском приходах, в монастырской общине, терапевтическом сообществе, центре ресоциализации. Большим плюсом является также то, что в области действует сильный государственный центр «Урал без наркотиков» с сетью филиалов: это позволит выстроить системное взаимодействия церковных и госструктур в этой сфере.
— Наше желание по созданию ресурсных учебно-методических центров в Екатеринбургской митрополии поддержал Президент России. Данный проект реализуется Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского при поддержке президентского гранта на развитие гражданского общества, — отметил владыка Мефодий.
Выступающий также добавил, что сегодня в России, безусловно, есть реабилитационные центры, которые давно и успешно помогают зависимым (например, сеть центров «Обитель исцеления» или структуры помощи БФ «Диакония») — и в эти центры, конечно, можно приезжать, обучаться, стажироваться.
«Но нам нужны такие реабилитационные площадки, которые мы можем официально считать своей базой, — уточнил владыка Мефодий. — Немаловажно и то, я сам несу архипастырское служение в Каменской епархии, что недалеко от Екатеринбурга».
Есть православные центры, а есть ряженые…
В сфере «помощи» наркозависимым действует немало мошенников, сект, а порой и откровенно криминальных организаций.
«Порой они обирают людей не меньше, чем в период наркотизации. Все, что не вынес наркозависимый из дома в период наркотизации — теперь выносят его родственники, чтобы пролечить близкого человека. Государство, заинтересованное навести порядок в этой сфере, доверяет Русской Православной Церкви, имеющей доброе имя, большой опыт и эффективные результаты работы. Поэтому многие недобросовестные центры, которые хотели бы повысить свой статус, выдают себя за православные. Возможно, раз в месяц к ним приходит священник — но это не значит, что священник их окормляет», — озвучил проблему владыка Мефодий.
Порой такие центры пишут у себя на сайте, что работают по благословению архиерея. Если задать вопрос на этот счет, окажется: архиерей всего лишь когда-то сказал руководителю центра, что помощь наркозависимым — дело благое. Но архиерей не видел ни устав, ни программу реабилитации, никаких соответствующих подписей нигде не ставил…
— Как есть так называемые ряженые попы, так есть и ряженые центры. Которые манипулируют православием. Не надо поддаваться, потворствовать таким манипуляциям. Если центр занимается псевдореабилитацией, то священнику не нужно туда ходить, — отметил докладчик.
Владыка Мефодий сказал о необходимости контролировать данный вопрос по взаимодействию с конкретными организациями — на уровне епархий. Соответствующий циркуляр будет подготовлен и разослан по епархиям.
Антинаркотическая секция проведена Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности при поддержке Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского при поддержке с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.