Skip to main content

Наркомания – болезнь или криминал?

На вопросы “Комсомолки” отвечает начальник отдела взаимодействия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Слащев

Пациенты или преступники?

– Игорь Викторович, начнем с основополагающего вопроса. Что такое наркомания? Традиционно принято считать, что это болезнь.

– Для нарколога и пациента – болезнь, которая практически неизлечима. Для нас – социальное явление криминального характера. При этом порождает не только уголовные преступления, но и тяжелейшие заболевания: гепатит B и С, ВИЧ-инфекцию.

– Так как относиться к потребителю наркотиков? Как к больному или социально опасному человеку?

– По закону все то, что связано с незаконным оборотом наркотиков, в том числе и потребление, подлежит наказанию. Любой наркоман – “сота”, источник пагубных явлений. Вот пример: после того как в прошлом году ввели пресловутое постановление правительства РФ о разовых дозах , количество выявленных в Санкт-Петербурге преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению с прежними временами уменьшилось ровно в два раза. При этом число преступлений, связанных с хищениями, разбоями и грабежами, выросло на 30%!

По мнению милиции, эти события имеют прямую связь. В день в городе совершается до 50 преступлений, связанных с кражей сотовых телефонов. И в основном совершают их наркозависимые люди. Что самое страшное – жертвами становятся подростки и матери с детьми.

Другое дело, если человек, попавший в зависимость, хочет расстаться с этим пороком. Тогда государство должно предоставить ему комплексную поддержку – лечение и социальную реабилитацию. Так делается во всех цивилизованных странах. Только силовыми методами ничего не добьешься.

Появилась наркогенная культура

– Сейчас показывают много фильмов, где герои, чтобы стать круче, курят травку, сидят на наркотиках…

– Это страшно! Появился целый пласт наркогенной культуры. Ее плоды можно видеть в кино и на телевидении, в литературе, одежде. Сегодня логотип семилистника (конопли) стоит на модных футболках, шапочках. В фильмах персонажи покуривают анашу, в песнях поется про марихуану и героин.

Должен признать, что информационную войну мы проигрываем. Наша пропаганда находится в зачаточном состоянии. В ноябре правительство города единогласно приняло постановление о целевой программе Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы. В ней говорится о том, что медики и педагоги, социальные работники, психологи, должны объединить свои усилия против наркотической угрозы. И в этом союзе мы очень надеемся на помощь средств массовой информации.

Всем миром – против зла

– А кто сегодня должен и может бороться с наркоманией?

– О том, что у подростка проблемы, в первую очередь должна знать семья. Тогда можно исключить возможность того, что подросток попытается решить свои беды с помощью наркотиков. Далее, безусловно, школа. На уроках валеологии или превентологии, граждановедения молодых людей учат тому, как отказаться от предложения попробовать.

Важны и общественные организации. Если их деятельность профессиональна, то ее необходимо поддерживать и финансировать из бюджета. Дилетантский подход неуместен и может навредить.

Важно, чтобы в этой работе участвовали и бизнес-сообщества. Опыт такого сотрудничества уже есть – крупные компании “Евросиб”, “Карат Плюс” и др., которые не только оказывают материальную помощь, но и сами ведут конкретные проекты.

– Что нам ждать в ближайшее время?

– В сентябре этого года правительство России утвердило федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками на 2005-2009 годы” . В ее рамках завтра в Санкт-Петербурге ФСКН России проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию, по итогам которой мы планируем объединить волонтерские и молодежные движения города в ассоциацию по принципу равный – равному. А также хотим привлечь внимание бизнесменов Петербурга и Ленобласти к противодействию наркомании.

Совместно с Комитетом по образованию и прокуратурой Санкт-Петербурга пытаемся сформировать систему, с помощью которой можно было бы выявлять случаи потребления и распространения наркотиков в школах. Конечно, в этом вопросе очень многое зависит от честности педагогов и директоров. Ведь проще скрыть, что в одном из классов появился наркоман, доучить его, чтобы не “пятнать” имидж школы. Но в итоге такой “выпускник”, обязательно вернется в школу уже для того, чтобы продать наркотики своим бывшим одноклассникам, либо выколотить деньги на очередную дозу из младшеклассников.

КАРАУЛ!

На иглу подсаживают в клубах

Подростки распространяют зелье своим сверстникам. Их меньше, но они чаще умирают.

– В Петербурге наркоманов становится больше?

– В течение последних трех лет цифра стабильна. Петербуржцев с диагнозом “наркомания” регистрируется в пределах 10 000 человек. Социологи предлагают эту цифру умножать на 10 – именно столько реально зависимых в нашем городе.

Но есть другая сторона медали. Да, цифра не растет. Но, например, в 2004 году наркозависимых умерло в два раза больше, чем в 2003-м. Срок жизни потребляющего героин (а их более 90%) с того момента, как он вколол первую дозу, составляет 5-7 лет. Расцвет наркомании в Петербурге пришелся на 1999-2000 года. Теперь те, кто встал на учет в то время, начали умирать.

В последнее время стала развиваться так называемая клубная наркомания. Синтетические наркотики, которые молодежь принимает на тусовках, влекут необратимые последствия в психике. Первая доза пробуется в 14-16 лет, а то и раньше. Поэтому если сын или дочь много времени проводит в ночных клубах, а после этого сутками спит – это повод родителям задуматься.

– Можно закрыть клубы, если есть проверенная информация о том, что в них распространяются наркотики?

– Пока нам удалось приостановить деятельность только двух клубов – руководителям предъявили обвинение в содержании наркопритонов. К сожалению, деятельность ночных увеселительных заведений не лицензируется. И нам очень сложно с этой “заразой” бороться.

Сейчас депутаты рассматривают законопроект “Об ответственности за попустительство незаконному обороту наркотиков” . Тогда нам станет легче. Пока же сотрудники Управления по поручению губернатора города регулярно проводят оперативно-профилактические мероприятия в ночных клубах.

– А как ваш комитет борется с распространением “белых порошков” в ночных заведениях?

– Мы считаем этот вопрос очень важным. Поэтому постоянно туда наведываемся. В прошлом году провели 18 рейдов, возбудили 25 уголовных дел, привлекли 53 правонарушителя. Сейчас выходим на “вахту” практически еженедельно. Результаты каждого такого рейда обсуждаются в районных администрациях.

– Кто продает наркотики тусующейся молодежи?

– Вот это мы как раз и проверяем. За примерами далеко ходить не надо. На днях в Приморском районе в ночном клубе был задержан десятиклассник, торговавший амфетамином. Выясняем также, не причастны ли к продаже руководители клубов.

Так, за два с половиной года деятельности управления в отношении учащихся школ, училищ, и вузов возбуждено 71 уголовное дело, из них 69 направлены в суд. Это страшные цифры, сломанные судьбы. И ведь каждый из задержанных успел вовлечь в свой круг десятки своих сверстников!

ВОПРОС РЕБРОМ

Зависимых от героина студентов будут отчислять?

– Вы предложили отчислять из вузов студентов, потребляющих наркотики. Получается, что эту проблему можно решить только репрессиями?

– Во-первых, я не имею в виду поголовное отчисление, а говорю о необходимости внести в соответствующие положения вузов тезис об ответственности за потребление и распространение наркотиков студентами. В одном из коммерческих университетов этот опыт уже внедрили. Кстати, недавно ФСКН, МВД и Министерство образования России подписали совместный документ, который обязывает учебные заведения не только иметь программу по профилактике наркомании, но и информировать правоохранительные органы о случаях потребления и распространения опасного зелья среди учащихся и студентов.

И во-вторых. Еще ни одна страна мира не смогла решить проблему наркомании репрессивными методами. Федеральный закон РФ “О наркотических средствах и психотропных веществах” говорит именно о приоритетной роли профилактики наркомании и правонарушений. В этом деле должны участвовать не только правоохранительные органы и органы власти, но и общество. Наркоконтроль был создан для координации этих усилий.

– Как вы считаете, если поголовно тестировать учащихся на употребление запрещенных веществ, станет ли у нас меньше наркоманов?

– Это иллюзия, с помощью которой некоторые пытаются сколотить себе политический капитал.

Во-первых, в основу методик тестирования положен принцип отбора и исследования той же крови. А наркотик в ней остается не так уж и долго. Значит, тест не всегда покажет истинное положение вещей.

Во-вторых, кто захочет избежать тестирования, избежит его.

В-третьих, тестирование – дело недешевое!

А вот участие профессионального врача-нарколога в профилактических осмотрах учащихся просто необходимо.

СОВЕТ ЧИТАТЕЛЯМ

Родителям нужно больше общаться со своими детьми. Тогда, если у них возникнут проблемы, они придут к вам, а не к наркоторговцу. Помогите найти им хобби. Спорт, любое творчество – лучшее средство против наркомании!

Любителей побаловаться “экстази” в ночных клубах хочу предостеречь: одна таблетка может испортить будущее. Легких наркотиков не бывает.

Источник https://www.zonazakona.ru/law/docs_ur/1077/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top