Skip to main content

Компьютерная игра помогла вычислить вероятность возвращения наркозависимости

Для этого ученые создали компьютерный симулятор казино.

Новая методика позволяет точно оценить, может ли пациент повторно начать принимать наркотики в ближайшие недели, проанализировав его ответы на вопросы в специальной анкете и наблюдая за его действиями в установленной на смартфоне игре. Результаты их опытов опубликовал научный журнал JAMA Psychiatry.

«Наша игра, установленная на смартфоны бывших наркозависимых, позволяет нам следить за их состоянием каждый день. Более того, результаты ее работы можно передавать родным и близким пациентов, что будет дополнительно помогать им избегать возвращения зависимости в те дни, когда риск ее возвращения особенно высок», — прокомментировал исследование один из его авторов, медик из Нью-Йоркского университета Пол Глимчер.

Пока ученые не могут точно сказать, что представляет собой наркотическая, алкогольная или никотиновая зависимость. С одной стороны, многие медики считают, что у них исключительно психологические корни и в первую очередь они связаны с социальными факторами. Их оппоненты говорят о генетических или физиологических корнях.

В частности, за последние годы биологи открыли несколько десятков генов, которые связаны с работой центров удовольствия в мозге человека и с импульсивностью его поведения. Мутации в этих генах значительно повышают вероятность того, что их обладатель станет активным алкоголиком, курильщиком или наркоманом. Яркий пример этого — ген CHRNA5, мутации в котором заметно осложняют попытки бросить курить и заставляют их носителей возвращаться к табаку.

Игра на риск

Глимчер и его коллеги выяснили, как можно предсказать вероятность возвращения опиоидной зависимости без сложных генетических тестов или других форм клинической диагностики. Они обратили внимание на одну характерную особенность психологии многих наркозависимых. Как достаточно давно выяснили психологи, их поведение очень импульсивно и зачастую они не могут контролировать себя.

Американские наркологи проверили, можно ли использовать эту закономерность для того, чтобы предсказать развитие зависимости. Для этого они создали компьютерную игру, в которой бывший зависимый примерял на себя роль посетителя казино. По задумке ученых, у игрока было две возможности — сразу забрать пять долларов или поставить все свои деньги на возможность выиграть 66 долларов.

Как отмечает исследователи, игроки никогда не знали, как много денег они могли потерять, но при этом программа иногда уведомляла их о том, какие шансы на выигрыш у них были в тот или иной момент игры. После того, как игра завершалась, пациенты должны были ответить на серию простых вопросов о своем психологическом состоянии.

Эту систему Глимчер и его команда протестировали на группе из 70 добровольцев, которые лечились от опиатной наркомании в клинике их университета. Через семь месяцев ученые сопоставили результаты замеров с тем, как много их пациентов начало повторно употреблять наркотики и когда они это сделали.

Оказалось, что вероятность этого можно было достаточно точно предсказать по всего одному параметру — склонности рисковать в ситуации, когда игрок не знал ни размеров ставки, ни вероятности выиграть. Чем выше был этот показатель, тем чаще зависимость появлялась снова, причем резкий рост этого значения в конкретный период времени почти всегда означал, что больной начнет заново употреблять опиаты в ближайшие дни и недели.

Как надеются ученые, их программа поможет не только защитить бывших наркоманов от возвращения зависимости, но и позволит другим группам ученым раскрыть ее природу и понять, как ее можно предотвратить.

Источник https://www.protivnarko.ru/kompyuternaya-igra-pomogla-vyichislit-veroyatnost-vozvrashheniya-narkozavisimosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top